Ребенок должен жить в семье. Необходимо предотвратить повторное сиротство

Салтанат рассказала о том, что 12-летний приемный ребенок игнорирует ее и мужа, отказывается учиться, хамит и врет.

– Я не могу найти с ним общий язык. Психологу тоже не могу в этом признаться. Что мне с этим делать? – спрашивает женщина.

 Как показывает практика центров поддержки семей, которые работают в Казахстане, многие приемные родители проходят через это. И проблему нельзя списать только на трудности первых месяцев совместной жизни. Приемные родители долгие годы сомневаются  – справятся или нет? Кто-то сдается, а кто-то – нет. Оказать всестороннюю поддержку не только родителям, но и, в первую очередь, ребенку призваны центры поддержки семьи. Общественное движение «Ребенок должен жить в семье» в теснейшем взаимодействии с  комитетом по охране прав детей МОН РК и управлением образования  Алматы  разработали и предложили проект  центра поддержки семьи, который является инновацией для Казахстана.

 Необходимость и актуальность этого проекта показывает жизнь. Как сказала газете «Литер» руководитель ОД  «Ребенок должен жить в семье» Шолпан Байболова, более 700 родителей ежегодно лишаются родительских прав.  81,6%  детей, оставшихся без родительского попечения, – так называемые социальные сироты, чьи родители живы. Всего в Казахстане насчитывается почти 30 тысяч детей-сирот, из них свыше 21 тысячи находятся в патронатных семьях либо под опекой и попечительством и около восьми тысяч – в детских домах.

 О случаях возврата детей в детские дома

Статистика 2014 и 2015 годов показывает, что порядка 16–20% детей возвращаются из приемной семьи в детдом. За этими цифрами стоят сломанные судьбы подростков. Им всегда было сложно найти семью. Доля детдомовцев старше 10 лет приближается к 80% и растет с каждым годом. Поэтому шансы на новую семью тех, кого взяли и вернули, ничтожны. О профилактике случаев возврата говорили на экспертной встрече в детском доме № 1 Алматы. На встречу собрались неправительственные организации, реализующие пилотные проекты «Центр поддержки семьи». Этим в Алматы занимаются – ОД «Ребенок должен жить в семье», ОФ ЦКПС «Семейная Академия», в Астане ОФ «Ана үйі» («Дом мамы») и в Талгаре Алматинской области – учреждение семейного типа «Ковчег». И, конечно, на встречу были приглашены руководители детских домов Астаны, Алматы и Талгара.

Основная цель встречи, как сказала инициатор мероприятия, руководитель ОД  «Ребенок должен жить в семье» Шолпан Байболова, – это обмен опытом и обсуждение перспектив сотрудничества по вопросу трансформации учреждений в центры поддержки семьи. Ключевой задачей в данном проекте является выработка комплексного подхода к решению проблемы сиротства и проблем семьи, ее поддержки и сохранения и детей – любых детей и родных, и приемных.

 А безусловная цель проекта заключена в том, чтобы  дети, так или иначе лишившиеся биологических родителей, получили семейное воспитание, росли в замещающей семье.

У большинства детей, которые сегодня находятся в детских домах, есть родные люди. И это факт, подкрепленный цифрами: у 81,6% есть детей родители. Это самое главное. Есть еще и родственники. Но они отказываются от родного им по крови ребенка в силу разных причин.

 – Мы проводили анализ. Причина отказав взять ребенка в 72–75% случаев – плохие жилищные условия. На втором месте – материальное неблагополучие. Дальше следуют такие мотивировки отказов принять маленького родственника, как отсутствие помощи, работы, преклонный возраст...  Открываю в детдоме личное дело ребенка и читаю: «Не могу взять к себе своего племянника, потому что боюсь не найти общий язык, ребенок меня не будет слушаться, не будет ходить в школу...». Но если проблема только в этом, если это нормальный, не пьющий, работающий, не асоциальный человек, а малыш – его родственник, можно решить вопрос. Центры поддержки семей призваны им помочь в этом деле, – говорит Шолпан Байболова.

 Социальные сироты в Казахстане, как отмечают эксперты, – это продукт асоциальной семьи, алкоголизма родителей, наркомании, как следствие, они испытывают жестокое обращение. Кроме того, они продукт семьи, попавшей в тяжелую кризисную ситуацию: потеря родителями работы, тяжелая болезнь одного из родителей, ребенок-инвалид. Третья причина – педагогическая несостоятельность многих отцов и матерей, утрата традиций семейного воспитания, безнадзорность детей из-за чрезмерной занятости или безразличия родителей. Четвертая – психологическая и материальная неготовность к материнству, особенно среди юных одиноких мам, отказывающихся от своего ребенка еще в роддоме или, что еще страшнее, подкидывающих его к чужим дверям. Это, конечно, далеко не все факторы социального сиротства.

Если неблагополучной семье  оказать  профессиональную психологическую  помощь, а также  детям, находящимся  в трудной жизненной ситуации,  то наверняка показатель ежегодного попадания в ЦАНы  (центры адаптации несовершеннолетних) – около  6 тыс. детей и  более 3 тыс. детей в детские дома – был  бы ниже.

Еще цифры: более 12 тыс. выявленных неблагополучных семей  нуждаются в оказании им социальной, психологической, юридической помощи.

Центры поддержки семьи также призваны заниматься разработкой и апробацией программ и методов подготовки всех видов замещающих семей.  Существующая практика усыновления, опеки и патроната, к сожалению, не подкреплена поддержкой профессиональных социальных служб в процессе подбора, обучения будущих приемных родителей, помощи ребенку в адаптации к новым условиям проживания, оценке ресурсов семьи и потребностей ребенка, а также последующей поддержки приемной семьи.

Школа для приемных мам и пап

Кроме того, в Казахстане, как доказывает жизнь, необходимо развивать систему социального и психологического мониторинга и сопровождения всех видов приемной семьи в целях профилактики возврата детей в детские дома.

В этой связи, как отметили участники экспертной встречи, необходимо определить основные компоненты работы центров поддержки семей, в том числе по организации обучения и супервизии персонала интернатных учреждений и по повышению квалификации специалистов центров. Была озвучена еще одна инициатива – создать при центрах поддержки семей Клубы и ассоциации приемных семей, где они могли бы обмениваться своим опытом и вместе проходить специальное обучение. При этом готовить надо всех, в том числе близких родственников и тех, кто уже имеет опыт воспитания детей-сирот, убеждены участники экспертной встречи. «Мы будем прорабатывать вопросы, которые направлены на развитие приемной семьи как профессиональной», – сказала Шолпан Байболова.

 

Профессиональная семья может стать инструментом предварительной опеки и помочь в вопросе профилактики социального сиротства и предотвращения попадания ребенка в интернатное учреждение. Такая семья обязательно должна быть полной и пройти специальное обучение. Повышение квалификации поможет взрослым решать проблемы с воспитанием уже принятого в семью ребенка, а также критично подходить к раздающимся со всех сторон советам. Это должно уменьшить число возвращенных в детдома детей. На экспертной встрече ее участники активно обменивались информацией о проделанной работе, опытом и успехами. На встрече говорили о возникающих сложностях и проблемах.

Также был сформирован список актуальных потребностей с точки зрения законодательства, поддержки со стороны республиканских и местных властей, обучения и повышения квалификации специалистов. По итогам встречи подготовлены рекомендации в Министерство образования и науки РК, комитет по охране прав детей МОН РК, Мажилис Парламента РК, Уполномоченному по правам ребенка в РК, управления образования Астаны, Алматы и Алматинской области.

https://liter.kz